ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Поурочное планирование осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

Виды поурочного плана:

  1. Свернутый план-конспект.
  2. Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

  1. Номер урока по перспективно-тематическому плану.
  2. Тема урока.
  3. Цели урока.

Примеры формулировки обучающих целей:

—           Дать начальное (или первичное) представление о…

—           Формировать умения, навыки…(или способствовать формированию, или продолжить формирование…).

—           Закрепить понятия (знания)…

—           Обобщить (систематизировать) знания…

—           Углубить следующие представления…

—           Расширить знания…

—           Обеспечить усвоение…

 

Примеры формулировки воспитательных целей:

—           Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие и т.д.).

—           Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов.

—           Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание.

—           Создавать условия для воспитания инициативы и самостоятельность в трудовой деятельности.

—           Создавать условия для воспитания критического отношения к существующим технологиям, желания усовершенствовать технологический процесс.

 

Примеры формулировки развивающих целей:

—           Способствовать развитию умения (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике…).

—           Способствовать развитию у учащихся профессиональных интересов…

—           Содействовать развитию специальных способностей…

—         Создавать условия для развития личностных качеств (воли, ответственности, целеустремленности, аккуратности, самоконтроля и т.д.).

 

  1. Материально-техническое оснащение урока:

—           оборудование (название, вид, количество);

 

—           приспособления;

—           материалы;

—           ТСО, ИКТ, автоматизированные системы обучения, цифровые ресурсы;

 

  1. Учебно-методическое оснащение урока:

 

—           наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов, чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций, опорных конспектов и др. пособий обязательно с указанием их количества).

 

  1. Тип урока.

 

  1. Структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы.

 

  1. Ход урока с изложением содержания каждого этапа и указанием формы организации учебной деятельности обучающихся, методов и приемов работы.

 

  1. Формы поурочного плана:

текстовая, табличная, графическая, комплексная.

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов, кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

—           для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

—           для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице;

—           для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана;

—           для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.

 

 

 

 

 

Требования к описанию хода урока

 

При описании хода урока подзаголовками выделяются все структурные этапы, в которых указываются: их подробное или сжатое содержание; методы; формы организации учебной деятельности обучающихся; приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и т.д.

 

Для краткости записи можно ввести условные обозначения, которые по ходу представления содержания отмечаются на полях, выделяются цветом или шрифтом.

 

Основное содержание структурных элементов урока

 

  1. Организационный момент: приветствие, психологическая установка на привлечение внимания учащихся к уроку, проверка посещаемости и подготовленности к занятию.
  2. Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания): перечисляются в виды и формы контроля ЗУН. Обязательно указываются предлагаемые для проверки вопросы и даются варианты правильных ответов, которые могут быть представлены в скобках, выделены цветом или оформлены в табличной форме (вопросы — ответы).
  3. Актуализация имеющихся ЗУН для подготовки к усвоению новой темы: отмечаются способы установления логической связи нового материала с ранее изученным, а так же актуализируются потребносто-мотивационные установки учащихся.
  4. Постановка темы и цели урока: необходимо четко сформулировать тему, определить цели урока и основные положения или вопросы, которые должны быть усвоены обучающимися.
  5. Изложение нового материала: в этой части, кроме теоретического содержания, указываются все методические рекомендации, т.е. сопровождающие методы и приемы обучения, методы учения и организационные формы, используемые средства наглядности, демонстрации и раздаточный материал. В конспекте указывается, на каком этапе изложения нового материала и каким образом они будут использованы.
  6. Закрепление: указываются виды заданий и упражнений для закрепления, используемый дидактический материал, способы проверки.
  7. Практическая работа: указываются цели, оснащение и содержание практической работы. Перечисляются виды инструктажей и выполняемых учащимися упражнений.
  8. Подведение итогов: даются обобщающие выводы по содержанию и организации проведенного урока. Делается анализ выполненных учащимися работ, указываются их положительные и отрицательные стороны. Сообщаются и комментируются оценки. Выдается домашнее задание.