ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

1. Предоставляйте возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания — это те, которые добываются собственными усилиями.

  1. Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний. Разбор олимпиадных заданий прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.
  2. Задания, которые вы предлагаете учащимся к данному туру олимпиады, должны быть более высокого уровня сложности, чем потребуется, т.е. уровня последующего тура.
  3. Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
  4. Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.
  5. Создавайте ситуацию успеха.
  6. Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения заданий на самой олимпиаде.

 

Рекомендации педагогу по работе с высокомотивированными учащимися

 

Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:

1.Соотнести количество предоставляемой  информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы).

2.Предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями.

3.Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.

4.Разрешайте и поощряйте множество вопросов.

5.Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.

6.Создавайте ситуацию успеха.

7.Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных  заданий.

8.Создавайте ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одно0группниками.

9.Проявляйте уважения к индивидуальности с учетом понимание особенностей  развития высокомотивированного учащегося, освобождайтесь от  ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально развитый учащийся:

— не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;

— не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

— может иметь некоторое отставание в физическом развитии;

— не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов программы;

— ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

10.Формируйте умения учиться как базисную способность саморазвития   (умения выделять учебную задачу, организовать свою деятельность во времени, концентрировать и распределять внимание и т.д.).

11.Обеспечьте сохранение физического и душевного здоровья, эмоционального благополучия учащихся, как необходимое условие успешности любой деятельности.

  1. Заботьтесь о сохранение высокой самооценки учащихся.

13.Обеспечьте формирование системы приобретенных учебных мотивов.

14.Организуйте развивающую среду, стимулирующую любознательность учащихся и обеспечивающую возможность ее удовлетворения (дополнительные занятия, экскурсии, пример взрослых).

15.Разработайте и внедрите стратегию ускорения обучения высокомотивированных учащихся.

 

Работа с неуспевающими (низко мотивированными) учащимися

 

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности, отсутствие у учащегося мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.

Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные – снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, несовершенство организации учебного процесса на местах — неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях, отрицательное влияние социального окружения, наличие булинга, разрушение института семьи и т. д.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья учащихся, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, отсутствием морально-этических и нравственных норм поведения в обществе. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ – учебный материал должен быть посильным для большинства обучающихся, отсутствие мотивации учения – неправильно сформированное отношение к образованию, обучающийся не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. Низкая самооценка, низкий уровень притязаний, отсутствие успешности хотя бы в одной сфере деятельности, проблема слабого развития волевой сферы. «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли». К.Д. Ушинский:

Причины и характер проявления неуспеваемости:

  • Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками.
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).
  • Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся — те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
  • Вместо активного размышления — использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки учащихся, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.
  • Неправильные навыки учебной работы — со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе.
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);
  • неправильная организация учебной деятельности в УО. Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
  • Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
  • Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
  • Неаккуратное обращение с учебными пособиями
  • Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов — недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления учащегося об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

 

Учащихся с проблемами успеваемости можно условно разделить

на 3 группы:

1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

  1. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
  2. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

 

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

 

Для 1 группы – слабо развита мыслительная деятельность, но есть желание учиться — можно проводить специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритма решения задачи или работа с ее условием. Главное в работе с такими учащимися — учить учиться. Надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

— создавать проблемные ситуации;

— активизировать самостоятельное мышление;

— организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

— выстраивать позитивные отношения с группой;

— проявлять искреннюю заинтересованность в успехах обучающихся.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Учащимся, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Работа с учащимися, нежелающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция — нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Колледж они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям педагогов относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация — будет продуктивность обучения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний и умений;
  • развивать ответственность;
  • поддерживать уверенность в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

— решение проблемных ситуаций;

— использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

— связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

— организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;

— позитивное эмоциональное подкрепление,

— индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации — тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

Виды помощи в учении

  • Контроль подготовленности учащихся.   Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться к ответу.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
  • Изложение нового материала. Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
  • Самостоятельная работа учащихся на уроке  Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
  • Организация самостоятельной работы.   Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Очень важный этап при работе с такими детьми — профилактика неуспеваемости

Профилактика неуспеваемости.

Контроль подготовленности учащихся.  Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, выполняемых работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.

Изложение нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний, умений, навыков. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Самостоятельная работа учащихся на уроке.  Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к педагогу при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной внеурочной работы. Обеспечивать повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения работ, проверять понимание этих инструкций.

Работа с неуспевающими учащимися должна вестись систематически.

 

Примерный план работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия… ____                     Срок… ___

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

  1. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы с куратором, мастером, педагогом-психологом, педагогам социальным и обязательно с самим учащимся.
  2. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущее полугодие, далее корректировать по мере необходимости

4.Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

  1. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся учебной группы.
  2. Организация индивидуальной работы со слабым учеником преподавателями-предметниками