РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ, ВЫСОКО МОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию «Не хочу!” Можно ли преподавателю управлять развитием мотивационной сферы обучающихся, какие они – мотивированные дети?

Мотивировать на учебную деятельность – значит так затронуть интересы, склонности, чтобы появилось желание реализоваться в учебном или творческом процессе. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Для решения этой проблемы каждый педагог должен уметь формировать у учащихся положительную  «Я-концепцию».  «Я-концепция»- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

Положительная мажорная «Я-концепция» (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.

Отрицательная  «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того, чтобы сформировать положительную «Я-концепцию» необходимо:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» – вот убеждение педагога).
  • создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносили радость: «Учиться победно!».
  • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству ученика и его «Я-концепции» («Ребенок хорош, плох его поступок»).
  • предоставлять возможности и помогать учащимся, реализовать себя в положительной деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).

 

 

 

 

 

 

Формы и методы работы по повышению учебной мотивации.

Методы работы

  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный.

 

Установки педагога и методы обучения

  • Совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • Нестандартные формы проведения занятий.
  • Создание ситуации успеха.
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
  • Использование групповых и коллективных форм организации деятельности.
  • Эмоциональность.
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
  • Применение поощрения и порицания.
  • Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
  • Выбор действий в соответствии с возможностями учащегося.
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • Использование новых информационных технологий,
  • Использование автоматизированных систем обучения;
  • Использование цифровых ресурсов;
  • Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.

 

Приемы создания ситуаций успеха.

 

  1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
  2. Авансирование успешного результата. Помогает преподавателю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает учащемуся уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
  3. Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Помогает учащемуся избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
  4.  Внесение мотива. Показывает учащемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
  5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ученика в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
  7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

 

Формы работы с одарёнными и мотивированными учащимися:

групповые занятия (работа в парах, в малых группах);

  • разно уровневые задания;
  • консультирование по возникшей проблеме,
  • творческие мастерские;
  • объединения по интересам;
  • факультативные занятия;
  • спецкурсы, дополнительное образование;
  • научные общества;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях, форумах и   т.д.;
  • дискуссия;
  •  игры;
  • работа по индивидуальным планам;
  •  участие в исследовательской и проектной деятельности.
     

Очень важны:

  • предметные олимпиады;
  • предметные и профессиональные недели;
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины;
  • проекты по различной тематике;
  • мастер-классы;
  • индивидуальные творческие задания.

    Педагог должен быть:

  • увлеченным своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным:
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.