«Уберечь детей от преступного посягательства — Ваша обязанность»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Нельзя оставлять детей подолгу без присмотра. Следует приучать их не играть в малолюдных местах.
  2. Надо объяснить ребенку, что нельзя от родителей иметь тайн, даже если он обещал кому-то хранить секрет. Многие извращенцы и насильники говорят: «Давайте сохраним это в тайне». Это может смутить ребенка, которому внушали, что нехорошо выдавать секреты.
  3. Надо приучить ребенка никогда не вступать в разговор с незнакомцем, Не нужно грубить ему, нужно сделать вид, что не слышишь и быстро отойти либо отбежать в сторону.
  4. Объясните детям, что вы разрешаете им нарушить установленные пра­вила и нормы поведения с целью самозащиты: столкнувшись с опасно­стью они могут убегать, громко кричать, говорить неправду либо даже ударить нападающего.
  5. Иногда дети вступают в драку с хулиганом, пытаясь отстоять свою иг­рушку, одежду и т.д. Они боятся, что дома их накажут за утрату этой вещи и в результате получают травмы. Родители должны объяснить де­тям, что главное — их безопасность, их здоровье и в подобной ситуации лучше пожертвовать вещью.
  6. Если нападение состоялось, ребенок должен оказать сопротивление: по­звать на помощь, позвонить в чью-либо дверь. Почти во всех известных случаях после оказанного сопротивления преступники скрывались с места преступления. Они, как правило, трусливы.
  7. Надо убедить детей в том, что они должны рассказывать взрослым о любом происшествии, случившемся с ними на улице. Очень часто щадя родительские чувства, дети не рассказывают о том, что их напугало. Надо внимательно слушать детские рассказы даже о самом пустяковом происшествии. В противном случае ребенок может промол­чать даже тогда, когда случится что-нибудь серьезное.

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ О НАСИЛИИ И КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОТКРОВЕНИЯ ДЕТЕЙ

Не ждите, что ваш ребенок сам начнет разговор на эту тему. Боль­шинство родителей верят в то, что если бы случилось что-нибудь такое ужасное, их дети пришли бы к ним. Не думайте, что дети, подвергшиеся сексуальному насилию, так и поступят. Причин, объясняющих такое пове­дение, много.

  1. Многим угрожали, чтобы они молчали и хранили все в секрете.
  2. Многие смущаются обсуждать сексуальные проблемы со своими роди­телями.
  3. Многие думают, что это их вина и что их будут во всем обвинять.
  4. Мальчики чувствуют себя виноватыми, что не смогли защититься. То, что они стали жертвами насилия, противоречит определению их соци­альной роли и ожиданиям мужественности.
  5. Мальчики думают, что сексуальное насилие происходит только с ма­ленькими девочками.
  6. Если мальчик подвергся сексуальному насилию со стороны мужчины, он часто думает, сам «напросился на это» или что он — гомосексуалист.
  7. Дети более старшего возраста (девочки в пубертате), осознающие свое физическое развитие, чувствуют себя «ходячими сексуальными объек­тами», то есть если они носят лифчик, значит они сами «на это напро­сились».
  8. Большинство детей считают, что им не поверят. В одном источнике указывается, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, преж­де чем один «ему поверит».
  9. Ребенок не хочет «огорчать» взрослых. Эти дети — маленькие заботли­вые сторожи.

Если ребенок рассказал вам об этом, донесите до него следующие сообще­ния:

  • Я тебе верю.
  • Мне очень жаль, что это с тобой случилось.
  • Это не твоя вина.
  • Я рад, что ты мне об этом рассказал.
  • Я постараюсь сделать так, чтобы ты оказался в безопасности.
  • Ты не один. Сексуальное насилие происходит и с другими детьми.

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВАШ РЕБЕНОК

Говорить со своим ребенком о сексе вообще непросто. Мы волнуем­ся, что можем сказать слишком много или слишком мало, начнем слишком рано или слишком поздно, беспокоимся о том, какие слова нам при этом использовать. И как будто этого недостаточно: теперь нам говорят, что мы еще должны разговаривать с ними о сексуальном насилии. Как нам это сделать? Когда мы должны это делать? И что нам говорить?

Чему мы можем научить нашего ребенка?

Для того, чтобы дети могли защитить сами себя от насилия, должны присутствовать четыре элемента:

  • знание и способность определить, что такое сексуальное насилие;
  • умение контролировать свое собственное тело при обмене физическими знаками привязанности;
  • умение сказать кому-либо, чтобы он или она его (ее) не трогали;
  • уверенность в том, что взрослый, если ему сказать о том, что случилось, поверит им и защитит их.

Расскажите вашему ребенку…

  1. Твое тело принадлежит только тебе. У тебя есть право на то, чтобы ты мог одеваться, мыться и спать один (в одиночестве).
  2. Люди трогают друг друга по разному. Большинство прикосновений приятны — это хорошие прикосновения. Некоторые прикосновения, вроде щекотания, могут тебя смутить, потому что вначале они как буд­то даже приятны, а потом, если их не прекратят, могут стать очень не­приятными, нехорошими. Некоторые прикосновения болезненны — они нехорошие. Если ты сомневаешься в каком-нибудь прикосновении, в том хорошее оно или плохое, спроси кого-нибудь, кому ты доверяешь.
  3. Если кто-нибудь потрогает тебя так, что тебе это не понравится, или попросит тебя потрогать его «плохим» способом, тебе не надо разгова­ривать и общаться с этим человеком.
  4. Мы разрешаем тебе сказать такому человеку: «Нет» или «Не трогай ме­ня так». У тебя есть право уйти от этого человека.
  5. Мы разрешаем тебе сказать о случившемся взрослому, которому можно доверять, — тут назовите нескольких взрослых, которым ваш ребенок может сказать.
  6. Объясните ребенку слова, которыми в словаре обозначаются интимные части тела, включая гениталии.
  7. Никакой взрослый не должен трогать твои интимные части тела, если только это не доктор, который делает это для твоего здоровья. Если взрослый потрогает тебя и скажет: «Это наш секрет», — мы хотим, чтобы ты все равно об этом рассказал (детям надо внушить, что они никогда ни при каких обстоятельствах не хранили такого рода секреты).
  8. Никакой взрослый не имеет права просить тебя трогать интимные части его шла.
  9. Ты не виноват, если взрослый потрогает интимные части твоего тела. Это взрослый должен был понимать, что так нельзя делать. Это вовсе не твоя вина.

10.Мы поверим тому, что ты нам скажешь. Мы тебя защитим.

Что еще мы должны сделать, чтобы защитить нашего ребен­ка?

  1. Всегда знать, где ваш ребенок и с кем. Проверяйте приходящих нянь, сиделок, которых вы приглашаете, и с осторожностью относитесь к то­му, чтобы ребенок ночевал вне дома.
  2. Пусть дети ходят парами или группами, когда это возможно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем.
  3. Познакомьтесь со взрослыми, которые работают с вашим ребенком в школе и в свободное время.
  4. Не пускайте ребенка одного в общественный туалет.
  5. Прислушивайтесь к вашему ребенку. Простые слова типа: «Мне больше не нравится этот учитель музыки» или «Я не хочу, чтобы дедушка при­езжал к нам в гости» могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: «Почему же?».
  6. Проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в иг­ру типа «А что, если…?».
  • Обсудите с ребенком специфические ситуации и любую другую ин­формацию по его личной безопасности, например, что он будет де­лать, если потеряется в магазине, пропустит автобус и т.д.
  • Пусть ребенок участвует в выборе правильного решения.
  • Концентрируйте внимание на ситуации, а не на человеке.
  • Начните с «незнакомого человека», потом перейдите к «людям, ко­торых ты вроде знаешь», например, лифтер, сантехник, сосед, при­ходящая няня, а затем — к тем, кого ребенок любит.
  • Будьте конкретными: «Что бы ты сделал(а), если бы такой-то при­гласил тебя покататься и засунул руку к тебе в штанишки?».
  • Не имеет значения, кто. Реакция ребенка должна быть одинаковой. Если ребенок ответит неправильно, поработайте над этим. Помогите ребенку говорить о том, как он должен поступить.
  • Нельзя быть уверенным, что ребенок все понял как надо, если не го­ворить с ним о потенциально опасных ситуациях очень конкретно.
  1. Время от времени говорите о личной безопасности всей семьей. Напоминайте вашим детям, что они всегда должны рассказывать, если с ними что-нибудь случится. Если первый, кому они расскажут, не поверит им, они должны рассказать еще кому-нибудь, и еще, и еще — пока кто-нибудь не примет меры.
  2. Если ребенок скажет вам, что с ним такое произошло, не паникуйте. Если вы проявите гнев, ребенок может ощутить чувство вины и взять назад свои слова. Отвечайте ребенку спокойно, уверьте его в том, что он ничего плохого не сделал и что это не его вина. Поддержите ребенка, попытайтесь понять его чувства — испытывает ли ребенок гнев, страх, печаль или тревогу, — успокойте его, сказав, что вы защитите его от по­вторения насилия. Пусть ваш ребенок знает, что вы предпримите шаги к тому, чтобы остановить насилие, и объясните ему, что вы собираетесь сделать. Специалисты могут помочь вам провести ребенка через этот процесс. Если вашего ребенка опрашивает социальный работник или милиция, сделайте так, чтобы при этом присутствовал кто-нибудь из близких ребенку людей.
  3. Если вы подозреваете, что ваш ребенок или какой-либо другой ребенок стал жертвой насилия, по закону вы должны сразу сообщить об этом в милицию или в службу защиты ребенка.