Поведенческие маркеры
(внешне фиксируемые признаки поведения):
- Тоскливое выражение лица
- Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость
- Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость
- Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих
- Повышенная подвижность мышц лица, часто неестественная мимика, или наоборот отсутствие мимических реакций
- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов
- Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания
- Общая двигательная заторможенность или бездеятельность (все время лежит на диване), либо наоборот двигательное возбуждение
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам
- Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность»
- Тревога беспредметная (не могу сказать по поводу чего тревожусь), тревога предметная (зная и говорю по поводу чего тревожусь)
- Ожидание непоправимой беды, страх
- Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий
- Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем
- Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к психологу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
- Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).
Словесные маркеры (высказывания подростка):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: (Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится»)
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»)
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.)
- Прощания. — Самообвинения («Я ничтожество! Ничего собой не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство – это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.)
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.)
Что могут увидеть родители:
- изменения настроения, питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.)
- нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов)
- серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).
Наиболее распространенными признаками суицидального
поведения являются:
- Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но надо быть на чеку, если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными.
- Частые перепады настроения. Настроение колеблется между возбуждением и упадком.
- Депрессия. Депрессивные расстройства у несовершеннолетних характеризуются изменениями настроения, включающими печаль, снижение настроения или беспокойство, достаточно выраженными, чтобы влиять на функционирование или вызывать выраженное истощение. Утрата интересов и способности получать удовольствие могут быть выражены так же, и даже больше, чем изменения настроения.
- Агрессивность. Вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости в отношении окружающих.
- Саморазрушающее и рискованное поведение. Стремление причинить себе вред. Активность, направленная на экспериментирование со своими собственными возможностями и преобразующая отношение к ценности жизни.
- Потеря самоуважения. Подростки с заниженной самооценкой и относящиеся к себе без всякого уважения, считают себя никчемными, ненужными, нелюбимыми.
- Изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит.
- Изменение режима сна.
- Снижение успеваемости, пропуски уроков без уважительной причины.
- Внешний вид. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны. Им безразлично, какое впечатление они производят на окружающих.
- Перемены в поведении. Внезапные и неожиданные изменения в привычном поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения.
- Угроза. Как правило, подростки прямо или косвенно дают своим друзьям или близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслить, различным толкованиям она не поддается: «Я собираюсь покончить с собой», «В следующий понедельник меня уже не будет в живых…». Косвенные угрозы, многозначительные угрозы уловить сложнее. Иногда их можно принять за самые обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны практически каждому человеку. В данном случае нельзя допускать черствости, равнодушия, агрессивности, которые только подтолкут к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь.