Исполнение антикоррупционного законодательства

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 15 июля 2015 г.

 Государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией в стране, являются: органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией.

 

 

 

Справочно. Перечень коррупционных преступлений:

1.Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

2.Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 УК).

3.Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).

4.Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290 УК).

5.Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).

6.Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).

7.Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).

8.Служебный подлог (ст. 427 УК).

9.Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК).

10.Получение взятки (ст. 430 УК).

11.Дача взятки (ст. 431 УК).

12.Посредничество во взятке (ст.432 УК).

13.Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433).

14.Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

Нормативно-правовые акты

 

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» [225.86 Kb]

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 №1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» [54.5 Kb]


УТВЕРЖДЕНО
Решение республиканского
координационного совещания
по борьбе с преступностью
и коррупцией
18.12.2019 № 20


ПРОГРАММА
по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы

В Республике Беларусь на протяжении последних пяти лет в целом наблюдалась позитивная динамика состояния преступности, что свидетельствует об эффективности реализации мероприятий Программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы. Ежегодно сокращалось число особо тяжких и тяжких преступлений. Снижение до 2019 года общей преступности происходило в основном за счет сокращения таких преступлений, как кражи, грабежи, незаконный оборот наркотиков, управление транспортным средством в состоянии опьянения, что в значительной степени было связано с активизацией деятельности правоохранительных органов по противодействию указанным и другим общеуголовным преступлениям.
Криминологический мониторинг и анализ состояния преступности, а также влияющих на нее социальных факторов, осуществляемый правоохранительными органами, показали, что в 2019 году произошло качественное изменение в структуре преступности. На фоне сокращения количества тяжких и особо тяжких преступлений в текущем году наблюдается рост числа менее тяжких преступлений, преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и таких высоко латентных преступлений, как вымогательство, мошенничество, хищение путем использования компьютерной техники.
Увеличение числа менее тяжких преступлений и преступлений, не представляющих большой общественной опасности, свидетельствует о недостаточной эффективности системы социальной реабилитации осужденных, профилактики рецидивной преступности, алкоголизма, наркомании, низком предупредительном эффекте применения ряда наказаний, снижении роли общественно полезного труда в обеспечении материального и духовного благосостояния граждан.
Анализ тенденций развития криминогенной ситуации показывает, что в современных условиях необходимо уделять повышенное внимание социальной профилактике преступности, прежде всего экономическим факторам, в комплексе базовых причин ее воспроизводства. Актуальной
2
остается задача по устранению причин и условий совершения экстремистских преступлений, уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, торговлей людьми, незаконной миграцией, гибелью людей, в том числе в результате нарушения правил дорожного движения и охраны труда.
Особенности развития криминогенной ситуации в республике требуют адекватных и эффективных действий государства и общества в сферах предупреждения противоправного поведения, пресечения преступной деятельности, обеспечения неотвратимости ответственности правонарушителей и их социальной реабилитации, осуществления постоянного контроля преступности.
Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы (далее — Программа) направлена на дальнейшую реализацию комплексных и своевременных мер последовательной политики Республики Беларусь в сфере противодействия преступности и коррупционным проявлениям, основанных на планировании и координации деятельности правоохранительных и других государственных органов, общественных объединений и иных организаций.
ГЛАВА 1
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы являются снижение уровня и позитивное изменение структуры преступности в Республике Беларусь посредством реализации комплекса мероприятий по совершенствованию антикриминальной и антикоррупционной деятельности, указанных в приложении.
Программа направлена на решение следующих основных задач:
мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности, миру и безопасности человечества, человеку, его правам и свободам, собственности, правам юридических лиц, природной среде, общественным и государственным интересам, конституционному строю Республики Беларусь, а также установленному правопорядку;
обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур;
повышение результативности антикриминальной политики, уровня
3
экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов;
внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения;
повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, доверия к правоохранительным органам и органам государственного управления.
Прогнозируемые результаты реализации Программы:
снижение количественных показателей, недопущение негативных структурных изменений преступности и коррупции;
обеспечение высокого уровня законности и правопорядка в стране;
минимизация социального ущерба от криминальной деятельности, в том числе гибели граждан от преступных посягательств.
ГЛАВА 2
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с установленными расходными обязательствами в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в соответствующих бюджетах, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством. Финансирование государственного социального заказа производится за счет средств местных бюджетов в рамках мероприятий в области социальной политики в пределах средств, предусмотренных на эти цели местными бюджетами на очередной финансовый год.
ГЛАВА 3
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ
Государственные органы (организации), указанные первыми в графе «Исполнители» мероприятий Программы (приложение), являются ответственными исполнителями и обеспечивают своевременное и качественное выполнение мероприятий, включая координацию действий их соисполнителей. При необходимости к реализации отдельных мероприятий могут привлекаться не названные в числе исполнителей государственные органы и иные организации, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов.
4
Соисполнители мероприятий Программы представляют по итогам года до 15 января информацию о ходе реализации этих мероприятий ответственному исполнителю, который ее анализирует и обобщает. При этом представление соответствующей информации от соисполнителей, являющихся общественными организациями и объединениями, с их согласия организуют ответственные исполнители.
Ответственные исполнители до 1 февраля направляют в Генеральную прокуратуру информацию о реализации подпунктов 1.1-1.3, 1.5-1.8, 1.11, 1.14 пункта 1, подпунктов 2.6, 2.7 пункта 2, подпунктов 3.8, 3.16 пункта 3, подпунктов 5.2.5, 5.2.6, 5.3.1, 5.3.5 пункта 5, подпункта 6.5 пункта 6, подпунктов 8.4, 8.5 пункта 8, подпунктов 9.3-9.9, 9.11-9.14 пункта 9, подпунктов 10.2, 10.3 пункта 10, подпунктов 11.1, 11.2 пункта 11, в Совет Министров Республики Беларусь – подпунктов 1.4, 1.9, 1.10, 1.12, 1.13, 1.15 пункта 1, подпунктов 2.1-2.5 пункта 2, подпунктов 3.1-3.7, 3.9-3.15, 3.17 пункта 3, подпунктов 4.1-4.6 пункта 4, подпунктов 5.1.1-5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.2.7-5.2.12, 5.3.2-5.3.4 пункта 5, подпунктов 6.1.1-6.4 пункта 6, подпунктов 7.1-7.4 пункта 7, подпунктов 8.1-8.3 пункта 8, подпунктов 9.1, 9.2, 9.10, 9.15 пункта 9, подпунктов 10.1, 10.4, 10.5 пункта 10.
Генеральная прокуратура и Совет Министров Республики Беларусь обобщают информацию о ходе реализации мероприятий Программы и ежегодно до 1 марта направляют результаты обобщения в секретариат республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.