- Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен учащимися.
- Алгоритм организации проверки:
— преподаватель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания, и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учете знаний любой труд ученика должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или всю группу в целом.
5. Оценки выставляются за:
- устные ответы при индивидуальной проверке,
- за выполнение практической работы,
- при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
- за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
- за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала,
6. Что проверять?
- Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
- Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
- При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания.
- Преподаватель обязан объявлять оценку отвечающему и всей учебной группе, почему поставлена та или иная оценка.
8. Оценка обязательно комментируется. При оценке преподаватель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание.
9. Преподаватель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
10. При анализе ответа преподаватель определяет:
- все ли изложил учащийся,
- сколько ошибок было, какие это были ошибки,
- какие были сделаны неточности,
- правильно ли понят учебный материал,
- знает ли учащийся определение понятий,
- умеет ли объяснять связи и зависимости,
- дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
- умеет ли выделять главное,
- оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
- логично, последовательно излагать материал.
- насколько связно, кратко и уверенно излагает материал,
- нуждается ли учащийся в наводящих вопросах, подсказках,
- умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им.
- Выставление отметок в дневник — обязанность преподавателя.
- Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму и т.д.
- Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
- Обучающие, контрольные, диагностические задания должны, прежде всего, учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
- Проверка имеет обучающее значение — обучение учащихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
- Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ.
- Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания, и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
- Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым методическими рекомендациями.
- Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
- Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
- Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учащихся учебной группы.
- Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за полугодие, год.
- При подготовке к уроку преподавателю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи».
- Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, учащиеся с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
- Ожидание опроса и сам опрос — ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
- Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
- Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
- Учащемуся нужно время на обдумывание дополнительных вопросов, которые могут привести отвечающих в замешательство.
- Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для учебной группы.