- «Не бить лежачего»
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
- Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
- «За двумя зайцами погонишься»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
- Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
- Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех — это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
- Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
- Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
- Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
- Учащийся не объект, а соучастник оценки.
Умение оценивать себя самостоятельно — главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.
- Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.