Поурочное планирование осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.
Виды поурочного плана:
- Свернутый план-конспект.
- Подробный (развернутый) план-конспект.
Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:
- Номер урока по перспективно-тематическому плану.
- Тема урока.
- Цели урока.
Примеры формулировки обучающих целей:
— Дать начальное (или первичное) представление о…
— Формировать умения, навыки…(или способствовать формированию, или продолжить формирование…).
— Закрепить понятия (знания)…
— Обобщить (систематизировать) знания…
— Углубить следующие представления…
— Расширить знания…
— Обеспечить усвоение…
Примеры формулировки воспитательных целей:
— Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие и т.д.).
— Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов.
— Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание.
— Создавать условия для воспитания инициативы и самостоятельность в трудовой деятельности.
— Создавать условия для воспитания критического отношения к существующим технологиям, желания усовершенствовать технологический процесс.
Примеры формулировки развивающих целей:
— Способствовать развитию умения (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике…).
— Способствовать развитию у учащихся профессиональных интересов…
— Содействовать развитию специальных способностей…
— Создавать условия для развития личностных качеств (воли, ответственности, целеустремленности, аккуратности, самоконтроля и т.д.).
- Материально-техническое оснащение урока:
— оборудование (название, вид, количество);
— приспособления;
— материалы;
— ТСО, ИКТ, автоматизированные системы обучения, цифровые ресурсы;
- Учебно-методическое оснащение урока:
— наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов, чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций, опорных конспектов и др. пособий обязательно с указанием их количества).
- Тип урока.
- Структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы.
- Ход урока с изложением содержания каждого этапа и указанием формы организации учебной деятельности обучающихся, методов и приемов работы.
- Формы поурочного плана:
текстовая, табличная, графическая, комплексная.
В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов, кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:
— для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;
— для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице;
— для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана;
— для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.
Требования к описанию хода урока
При описании хода урока подзаголовками выделяются все структурные этапы, в которых указываются: их подробное или сжатое содержание; методы; формы организации учебной деятельности обучающихся; приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и т.д.
Для краткости записи можно ввести условные обозначения, которые по ходу представления содержания отмечаются на полях, выделяются цветом или шрифтом.
Основное содержание структурных элементов урока
- Организационный момент: приветствие, психологическая установка на привлечение внимания учащихся к уроку, проверка посещаемости и подготовленности к занятию.
- Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания): перечисляются в виды и формы контроля ЗУН. Обязательно указываются предлагаемые для проверки вопросы и даются варианты правильных ответов, которые могут быть представлены в скобках, выделены цветом или оформлены в табличной форме (вопросы — ответы).
- Актуализация имеющихся ЗУН для подготовки к усвоению новой темы: отмечаются способы установления логической связи нового материала с ранее изученным, а так же актуализируются потребносто-мотивационные установки учащихся.
- Постановка темы и цели урока: необходимо четко сформулировать тему, определить цели урока и основные положения или вопросы, которые должны быть усвоены обучающимися.
- Изложение нового материала: в этой части, кроме теоретического содержания, указываются все методические рекомендации, т.е. сопровождающие методы и приемы обучения, методы учения и организационные формы, используемые средства наглядности, демонстрации и раздаточный материал. В конспекте указывается, на каком этапе изложения нового материала и каким образом они будут использованы.
- Закрепление: указываются виды заданий и упражнений для закрепления, используемый дидактический материал, способы проверки.
- Практическая работа: указываются цели, оснащение и содержание практической работы. Перечисляются виды инструктажей и выполняемых учащимися упражнений.
- Подведение итогов: даются обобщающие выводы по содержанию и организации проведенного урока. Делается анализ выполненных учащимися работ, указываются их положительные и отрицательные стороны. Сообщаются и комментируются оценки. Выдается домашнее задание.