Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию «Не хочу!” Можно ли преподавателю управлять развитием мотивационной сферы обучающихся, какие они – мотивированные дети?
Мотивировать на учебную деятельность – значит так затронуть интересы, склонности, чтобы появилось желание реализоваться в учебном или творческом процессе. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Для решения этой проблемы каждый педагог должен уметь формировать у учащихся положительную «Я-концепцию». «Я-концепция»- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
Положительная мажорная «Я-концепция» (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для того, чтобы сформировать положительную «Я-концепцию» необходимо:
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» – вот убеждение педагога).
- создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносили радость: «Учиться победно!».
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству ученика и его «Я-концепции» («Ребенок хорош, плох его поступок»).
- предоставлять возможности и помогать учащимся, реализовать себя в положительной деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).
Формы и методы работы по повышению учебной мотивации.
Методы работы
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный.
Установки педагога и методы обучения
- Совместная работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
- Учет возрастных особенностей.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Нестандартные формы проведения занятий.
- Создание ситуации успеха.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
- Использование групповых и коллективных форм организации деятельности.
- Эмоциональность.
- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
- Применение поощрения и порицания.
- Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
- Выбор действий в соответствии с возможностями учащегося.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Использование новых информационных технологий,
- Использование автоматизированных систем обучения;
- Использование цифровых ресурсов;
- Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.
Приемы создания ситуаций успеха.
- Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
- Авансирование успешного результата. Помогает преподавателю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает учащемуся уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
- Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Помогает учащемуся избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
- Внесение мотива. Показывает учащемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
- Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ученика в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
- Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
- Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Формы работы с одарёнными и мотивированными учащимися:
групповые занятия (работа в парах, в малых группах);
- разно уровневые задания;
- консультирование по возникшей проблеме,
- творческие мастерские;
- объединения по интересам;
- факультативные занятия;
- спецкурсы, дополнительное образование;
- научные общества;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях, форумах и т.д.;
- дискуссия;
- игры;
- работа по индивидуальным планам;
- участие в исследовательской и проектной деятельности.
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- предметные и профессиональные недели;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- проекты по различной тематике;
- мастер-классы;
- индивидуальные творческие задания.
Педагог должен быть:
- увлеченным своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным:
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.