МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.   Различат следующие классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
    • лекция;
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
      • использование технических средств;
      • просмотр кино- и телепрограмм;
    • практические:
      • практические задания;
      • тренинги;
      • деловые игры;
      • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;
    • проблемный;
    • частично-поисковый;
    • исследовательский;
  • по логичности подхода:
    • индуктивный;
    • дедуктивный;
    • аналитический;
    • синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый, или эвристический, метод;
  • исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения — метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных образовательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-производственное оборудование;
  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • компьютерные классы;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • использование цифровых ресурсов;
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Коммуникативные барьеры и способы их преодоления

Деятельность педагогического работника системы профессионального образования предполагает большое количество коммуникативных контактов – и не только cобучающиеся, но и с родителями, коллегами, руководителями, контролирующими органами, представителями базовых предприятий

Большое количество контактов, в которые вступает ежедневно че­ловек, требует от него выполнения определенных правил, позволяющих бесконфликтно общаться, сохраняя свое личное достоинство и достоин­ство другого человека. В ходе образовательного процесса не всегда придается особое значение общению. Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. Но ведь важны не знания сами по себе, а влияние преподавателя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности обучающегося. Результативность при этом возможна лишь тогда, когда налажен контакт с тем, кому хочешь эти знания передать.

Изменилась и роль педагога в современных условиях жизни: от транслятора знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ученика. Юношеский возраст характеризуется потребностью в понимании со стороны взрослого и принятии. Педагогическое общение невозможно без отношения. Учащиеся очень чувствуют отношение к себе. Самая грубая обида — это явное невнимание к человеку, который что-то тебе го­ворит, и простить эту обиду всего труднее. Верх невоспитанности – во время разговора «вперять взоры» в окно или в угол, играть с собакой или крутить что-либо в руках. Отсюда непреложное правило: «Говоря с людь­ми, всегда смотри им в глаза!».

Очень важен тон разговора. По нему мы можем судить о настрое­нии и даже о характере человека. Ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают права быть невежливыми с окружающими. При всем своем желании и умении скрыть свои эмоции и чувства по отношению к ученикам учитель не в состоянии это сделать. Ведь существует много показателей отношения:

с помощью речи — интонации, паузы, логическое ударение, повышение/понижение голоса, тембра голоса — одно выражение может иметь различную окраску отношений

невербальные средства: мимика, жесты, внешне совершенно непроизвольно дают ученикам информацию об отношению к себе. Поэтому, важное условие педагогического общения доброжелательное отношение к ученикам, принятие их такими, какие они есть…

Коммуникативные барьеры или барьеры общения – это чисто психологический феномен, проявляющийся в ходе общения, когда возникает чувство неприязни, недоверия к источнику информации и самой информации. Достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Когда «слушание» не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся коммуникативные барьеры.

Слушая чужую речь мы понимаем её на 70% . Самое трудное сказать так, чтобы тебя поняли, так как ты сам понимаешь. Ведь слушатель вкладывает свой смысл, свое содержание в принимаемую информацию. Деловую речь воспринимать трудно, темпераментную – легко. Наша речь характеризует нашу личность. Личность выражается вся целиком в интонации. Когда мы говорим, мы себя оголяем. Некоторые недостатки нашей речи могут составлять её самобытность, но на начальном этапе общения это может вызывать коммуникативные барьеры.

Так что же нужно делать, чтобы не допустить возникновения барьеров в общении?

Изначально должна произойти преднастройка человека на общение. (вспомните хотя бы 1-2 положительных качества человека, или его хороших поступков или решений)

На начальном этапе общения необходимо принятие определенного выражения лица, позы, выбора начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнера действий. Невербальные компоненты общения очень значимы в первые минуты знакомства. По одежке встречают — эта «одежка» не только костюм, но и поза, взгляд, улыбка. Еще не произнесено не единого слова, а первая оценка собеседника уже получена. Изменить её в последствие, бывает трудно. Американские исследователи считают, что важны первые 2-4 минуты встречи. Именно в этот начальный момент общения необходимо показать заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к конструктивному сотрудничеству, открытость для новых идей и предложений.

Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. В процессе общения контролировать его ход и результаты, оставив у партнера благоприятное впечатление о себе, и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло стремление продолжить общение. Для этого можно применить:

— произнесение вслух имени, имени-отчества это показывает внимание и утверждения данного человека как личности и обычно вызывает удовлетворение;

— добрая улыбка и приятное выражение лица свидетельствует – «я – ваш друг, а друг – это сторонник, защитник». У партнера возникает чувство защищенности;

— высказывание комплементов способствует эффекту внушения, не льстите, а найдите действительно то, за что человека можно похвалить;

— терпеливое и внимательное выслушивание приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека – потребности в самоуважении;

— привлечение внимания к «хобби», увлечениям, интересам.

Все эти приемы, как правило, сопровождается положительными эмоциями собеседника. Узкая педагогическая направленность мешает воспитанию обучающегося как субъекта учебной деятельности, как личности в целом, а у педагога происходит абсолютизация ролевых позиций, отношений, деловых качеств, может возникнуть узость восприятия педагогических ситуаций, стереотипы мышления, нежелание отражать свои личностные качества, рефлектировать способы своего поведения. Подобная профессиональная деформация педагогам, как правило, не осознается. В педагогическом общении могут возникнуть не только барьеры, но и конфликты, если педагог будет высказывать такие сообщения как:

— ты несносный (осуждение)

— ты просто хочешь привлечь к себе внимание (интерпретация)

— ты очень невнимательная (критика)

— нехорошо перебивать других (научение)

— вам лучше бы успокоиться, иначе… (предупреждение)

— ты всегда был хорошим учеником (положительная оценка)

— Менделеев ты наш… (сарказм)

— ты дрянь, глупец, (обзывание)

— уход от разговора, отшучивание

— советы, подсказки, готовые решения, выпытывания, выспрашивания

Ни одно из сообщений не несет в себе информации о взрослом. Взрослый не объясняет, чем конкретно он недоволен, какие чувства у него вызывают те или иные действия учащегося. Не давайте общих оценок человеку. Оценивайте конкретный поступок

Многообразие коммуникативных барьеров свидетельствует, что практически каждый человек в тех или иных ситуациях делового общения испытывает серьезные трудности. Универсальных рецептов преодоления коммуникативных барьеров не существует. Самое важное – принять наличие коммуникативных трудностей и не бояться проявлять творчество, гибкость, индивидуальное своеобразие, при решении сложившейся ситуации. Развивайте в себе необходимые для педагога коммуникативные качества – мягкость, пластичность, деликатность в общении с обучающимися, любезность, приветливость, общительность, умение налаживать духовно общение.

Любое общение с другим человеком – это воспитание. Мы отдаем другому человеку энергию и заботу и должны требовать от него того же. Мало быть альтруистом и проявлять жертвенность, мы должны воспитывать это и в других. Когда вы просто ждете, что у человека проснется совесть, вы этим отказываетесь от воспитания, от отдачи энергии, а значит и от любви. А воспитание – это в первую очередь любовь, а потом поощрение и наказание, поддержка и ограничение.

Ничего не кажется человеку страшнее, чем отвержение, жестокость и отсутствие любви.

Проявляйте любовь и понимание!