Краткая историческая справка
На улице Пушкина 211, в Бобруйске сохранился интересный памятник архитектуры – городской особняк. Здание одноэтажное, Г-образной формы, построено в 1912 году из кирпича, в стиле эклектика. Известно, что изначально постройка принадлежала зажиточному горожанину, предположительно – лесопромышленнику Миренбургу.
Центральное место внешнего декора занимает главный вход. Он выполнен симметрично и выделен двухколонным портиком. По периметру городского особняка можно увидеть множество лепных украшений, карнизов и декоративных элементов.
На фасаде размещается цифра “1912” – дата окончания строительства.
После революции в стенах городского особняка Бобруйска разместился родильный дом, который действовал до 1927 года. Затем вероятно постройка вновь стала жилой, информации об этом периоде немного. Уже ближе к 80-ым, здесь стал располагаться детский сад.
С 1991 года начались работы по реконструкции здания. Одна из уникальных особенностей бобруйского особняка – шесть изразцовых печей, которые неплохо сохранились и также были восстановлены.
Уже с начала 21 века в городском особняке Миренбурга обосновалось представительство Национального Олимпийского комитета Беларуси и музей спорта.

Основная информация о здании
В 1912 году это одноэтажное здание на ул. Пушкина, 211 было построено как городской особняк, в 20-х годах прошлого века там находился родильный дом, в 80-х – в здании располагался детский сад. Белорусские реставраторы считают это здание уникальным памятником архитектуры, в нем удалось сохранить изразцовые печи с момента постройки особняка. Но к сожалению, даже после реставрации стены здания дают трещины, и многие тайны оно может забрать с собой.
Само здание было построено в 1912 году. Этот год можно увидеть и на его фасаде.

Одноэтажное здание стоит на бутовом фундаменте, который все эти годы защищает особняк от влаги и продлевает срок его эксплуатации. Здание покрыто четырехскатной металлической крышей. Украшают его массивные колонны с вертикальными желобками – каннелюрами, лепнина и карнизы. На фасаде изображены растительные узоры и очертания гарпий (мифологических существ с телом птицы и головой женщины).



Этот памятник архитектуры нельзя отнести к какому-то одному архитектурному стилю, в нем объединены элементы классицизма, ампира и модерна. О том, что мы все-таки в XXI веке напоминает только крыльцо, выложенное темной плиткой и трубчатые металлические перила.
Белорусский архитектор Юрий Якимович в «Энцыклапедыі літаратуры і мастацтва Беларусі» называет это здание одним из лучших примеров белорусской жилой архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XX столетия. Сегодня особняк является памятником архитектуры республиканского значения.
До революции 1917 года в особняке проживал лесопромышленник Миренбург.
Особенность здания в том, что до нашего времени с момента постройки сохранились все шесть изразцовых печей. По мнению составителей «Энцыклапедыі літаратуры і мастацтва Беларусі», именно им принадлежит главная роль в декоративном украшении особняка. Три камина красно-зеленого цвета, два – белые с золотым и выделяется один камин темно-кофейного цвета. На каждом из них изображены мотыльки и растительные сюжеты. Каминный проем окружают кариатиды – статуи женских фигур, заменяющие собой колонны. В древнегреческой мифологии Кариатида – синоним богини лесов и охоты Артемиды.
Здание «Особняк Миренбурга» изразцовые печи, г.Бобруйск, ул.Пушкина д.211
С 1921 года там был открыт родильный дом, который просуществовал в этом здании до 1927 года. К 1922 году здесь было 15 коек. В здании находилось и гинекологическое отделение.Интересный факт: примерно с 1921 года по 1926 год в роддоме на Пушкина работала мать Бориса Микулича – Мария Антоновна. Она была акушеркой и умерла в 1927 году.
Возможно, наличие печей повлияло на то, что после революции в здании находился роддом. С таким количеством каминов здание хорошо прогревалось, и роженицы всегда были в тепле.
В 30-е годы здесь был жилой дом, даже в «Энцыклапедыі літаратуры і мастацтва Беларусі» он обозначается как «Бобруйский жилой дом».
Известно, что в дальнейшем в здании размещались ясли-сад, отдел здравоохранения Бобруйска, однако в музее нет документальных сведений об этом периоде существования здания.
В 90-е годы горздравотдел обратился к специалистам ремонтно-строительного кооператива для проведения реставрационных работ. В декабре 1991 года бобруйский журналист Ефим Гейкер написал статью в газете «Бабруйское жыццё» выпуск от 19 снежня 1991г.: «Зразумела, што аднавіць знешні выгляд дома было б лепш, калі б гэтай справай займаліся прафесійныя рэстаўратары. Але ў Бабруйску іх няма. Таму гаспадару будынка – гарадскому аддзелу аховы здароўя – прыйшлося задаволіцца тым, што ёсць. Але дзякуй яго кіраўніцтву і за тое, што, робячы капітальны рамонт вельмі запушчанага будынка, тут вырашылі аднавіць яго былую прыгажосць… Цяпер на чарзе рэстаўрацыя ізразцовых печаў. Яны складаюць у пакоях адчуванне ўтульнасці, цеплыні. Дарэчы, кладкай іх займаўся вядомы калісьці ў горадзе майстар гэтай справы Мацвей Зубараў – прадстаўнік слаўнай дынастыі бабруйскіх печнікоў.
Рэстаўрыраваць ізразцовыя пліткі ўзяўліся мастакі-керамісты нашых мастацка-творчых майстэрняў рэспубліканскага мастацкага фонду на чале з В.А. Калтыгіным».
В то время Валерий Аркадьевич Колтыгин уже был руководителем бобруйского отделения Белорусского союза художников, он рассказал, как проходила реставрация:
– Там был очень большой объем работы, время было перестроечное, 90-е годы. С деньгами тогда я пролетел. Пока около года занимался реставрацией, деньги моментально теряли свою ценность, когда я их получил – это были копейки. Насколько я помню, те изразцы были из копысской керамики. Это был новодел, то есть я не склеивал изразцы, а делал их по-новому, потому что склейку не спрячешь, она бы в любом случае была видна. Там была цветная глазировка и рельеф с растительными узорами. Надо было сначала на модели сделать лепнину, потом снять форму, сделать оттиски и набивку на формы.
В XXI веке в здании расположилось представительство Национального Олимпийского комитета Беларуси и Музей олимпийской славы.
– Даже покрасить без согласования нельзя было, потом все-таки на ремонт здания дали добро. С левой стороны, если стоять лицом к особняку, пошла трещина, началось обрушение. Здание отреставрировали, но я периодически прохожу там и вижу, что обрушение все равно происходит, – отмечает Олег Шкутко.
На входе в здание каждого гостя встречают два льва, считалось, что они отгоняют злых духов от дома.

– Там много интересный вещей, и это же такая работа, ценность: камины, высокие потолки, огромные
двери, юшки! – восхищается особняком бывший директор НОК. – Мне всегда хотелось залезть на крышу и посмотреть из чего она сделана, какие там перекрытия, балки. А еще в здании очень интересный подвал со старинной круговой лестницей. И сколько всего там еще скрыто! По словам Шкутко, печи еще можно было бы восстановить, прочистить дымоходы, и тогда, скорее всего, их можно было бы снова использовать по прямому назначению. В здании все для этого есть, хорошо продумана система вентиляции.
Эскиз здания