Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) «Это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы».
Чарльз Ликсон
Классификация конфликтов между преподавателем и учащимся:
- Конфликты деятельности
- Конфликты поступков
- Конфликты отношений.
Рекомендации преподавателю по профилактике конфликтов:
- Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить
- Никогда не превращайте учащихся в инструмент борьбы с администрацией, другими преподавателями, родителями.
- Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции
- Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учащихся.
- Оценивая результаты учебы и поведения учащихся, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках учащегося.
- Никогда на своих занятиях не давайте негативных оценок деятельности и личности других преподавателей, администрации, родителей.
- Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.
- Постарайтесь называть учащегося по имени даже тогда, когда вы сердиты на него.
- Обращайте внимание на интонацию своей речи — это первое, на что реагирует учащийся и лишь потом усваивает смысл сказанного. Постарайтесь исключить крик и монотонностъ речи.
- Умейте слушать и услышать учащегося, «настроиться на его волну».
- Не упрекайте учащегося его близкими, неблагополучием в семье.
- В конфликтной ситуации важно сохранять спокойствие, не поддаваться отрицательным эмоциям.
- Помните о своем статусном, возрастном, опытном преимуществе и поэтому берите на себя разрешение конфликта.
- При разговоре с учащимися преподавателю нужно четко звать, что следует сказать (отбор содержания) как сказать (эмоциональная окраска), когда сказать, чтобы достичь цели обращенной к учащемуся речи, при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
Поведение, которое стимулирует злость и конфликт:
- Повышенный голос.
- Настаивание на позиции «Последнее слово мое».
- Использование языка «напряженного тела», например, сжатых рук.
- Нравоучения.
- Сарказм.
- Воздействие на самолюбие.
- Демонстрация превосходства.
- Использование неоправданной физической силы.
- Вовлечение посторонних людей в конфликт.
- Наличие двойного стандарта: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю».
- Настаивание на том, что вы всегда правы.
- Использование унижений, оскорблений.
- Предостережения.
- Заискивание или угодничество.
- Необоснованные обвинения.
- Ворчание.
- Сравнение с родственниками, другими учениками.
- Командование, требование, доминирование.
Схема анализа конфликтных ситуаций
- Описание ситуации и ее участников.
- Что предшествовало возникновению ситуации, ее причины?
- Ситуация глазами учащегося и преподавателя.
- Личностная позиция преподавателя в ситуации: отношение к учащемуся, реальные цели.
- Что нового узнал преподаватель о себе и об учащихся?
- Какие варианты поведения преподавателя, разрешения конфликта можно использовать в подобных ситуациях?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА КОРРЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Учащиеся склонны охотнее выполнять требования преподавателей при опосредованном способе воздействия.
Правило 4. Учащегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижают напряжение в общении.