Преодоление возможных конфликтных ситуаций между преподавателем и учащимся

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) «Это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы».

Чарльз Ликсон

Классификация конфликтов между преподавателем и учащимся:

  • Конфликты деятельности
  • Конфликты поступков
  • Конфликты отношений.

Рекомендации преподавателю по профилактике  конфликтов:

  • Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить
  • Никогда не превращайте учащихся в инструмент борьбы с администрацией, другими преподавателями, родителями.
  • Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции
  • Не стремитесь  радикально, быстро, «лобовыми»   методами  переделывать   учащихся.
  • Оценивая результаты учебы и  поведения  учащихся, всегда  сначала  обращайте внимание на то, что  ему удалось сделать  и  чего достичь. Только после этого   уместно и менее конфликтно сказать о недостатках учащегося.
  • Никогда на своих занятиях не давайте негативных оценок деятельности и личности других преподавателей, администрации, родителей.
  • Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют  собой  не только самостоятельную, но большую общественную ценность.
  • Постарайтесь называть учащегося по имени даже тогда, когда вы сердиты на него.
  • Обращайте внимание на интонацию своей речи — это первое, на что реагирует учащийся и лишь потом усваивает смысл сказанного. Постарайтесь исключить крик и монотонностъ речи.
  • Умейте слушать и услышать учащегося, «настроиться на его волну».
  • Не упрекайте учащегося его близкими, неблагополучием в семье.
  • В конфликтной ситуации важно сохранять спокойствие, не поддаваться отрицательным эмоциям.
  • Помните о своем статусном, возрастном, опытном преимуществе и поэтому берите на себя разрешение конфликта.
  • При разговоре с учащимися преподавателю нужно четко звать, что следует сказать (отбор содержания) как сказать (эмоциональная окраска), когда сказать, чтобы достичь цели обращенной к учащемуся речи, при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

Поведение, которое стимулирует злость и конфликт:

  • Повышенный голос.
  • Настаивание на позиции «Последнее слово мое».
  • Использование языка «напряженного тела», например, сжатых рук.
  • Нравоучения.
  • Сарказм.
  • Воздействие на самолюбие.
  • Демонстрация превосходства.
  • Использование неоправданной физической силы.
  • Вовлечение посторонних людей в конфликт.
  • Наличие двойного стандарта: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю».
  • Настаивание на том, что вы всегда правы.
  • Использование унижений, оскорблений.
  • Предостережения.
  • Заискивание или угодничество.
  • Необоснованные обвинения.
  • Ворчание.
  • Сравнение с родственниками, другими учениками.
  • Командование, требование, доминирование.

Схема анализа конфликтных ситуаций

  1. Описание ситуации и ее участников.
  2. Что предшествовало возникновению ситуации, ее причины?
  3. Ситуация глазами учащегося и преподавателя.
  4. Личностная позиция преподавателя в ситуации: отношение к учащемуся, реальные цели.
  5. Что нового узнал преподаватель о себе и об учащихся?
  6. Какие варианты поведения преподавателя, разрешения конфликта можно использовать в подобных ситуациях?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА КОРРЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы.

Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Правило 3. Учащиеся склонны охотнее выполнять требования преподавателей при опосредованном способе воздействия.

Правило 4. Учащегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.

Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижают напряжение в общении.